Сделать продукт простым – совсем непросто

На вопросы отвечает: Иван Свитек
Должность: Председатель правления банка «Хоум Кредит»

Ян Арт: А как и кем сегодня себя ощущает «Хоум Кредит» в России?

Иван Свитек: Начну с себя. Я, конечно, приехал в Россию надолго. Я здесь уже почти пять лет работаю, и изначально был нацелен на долгую работу. На самом деле мы всегда ориентировались на стратегию долгосрочного развития. «Хоум Кредит» – это банк, который занимается розницей. Розница – это то, что мы умеем хорошо. И, чтобы банк на этом поприще был успешен, нам нужно работать со всеми сегментами населения, нам нужно выстраивать с людьми долгосрочные отношения. Поэтому мы стараемся предлагать клиенту такие условия, чтобы он постоянно с нами работал, не уходил из банка.

Мы хотим расти. Хотим быть одним из крупнейших игроков российской банковской розницы. И это, в общем-то, удается. Сегодня по объему портфеля потребкредитов мы находимся на третьем месте в России. В этом сегменте мы самый крупный негосударственный банк в России. Думаю, что банку обеспечивает устойчивый успех определенная серьезная доля того или иного рынка – пять процентов или более. Примерно на этом моменте возникает критическая масса, дающая «входной билет» на новый уровень. Сегодня у нас примерно 3–3,5% от общего объема потребкредитов в России. Соответственно, есть, куда расти далее.

Ян Арт: Если «всерьез и надолго», если «расти далее», то перед вашим банком, как и перед другими, встает вопрос фондирования. Какие перспективы вы тут видите? На рынке был период, когда основная ликвидность российским «дочкам» приходила от материнских банков. Но эта история осталась в прошлом и, скорее всего, не скоро восстановится. Альтернативы?

Иван Свитек: Главное, что диктует сегодняшний день банкам в этом плане, – необходимость диверсифицировать фондирование. Время искать один магистральный источник ликвидности тоже осталось в прошлом!

Что же делать в этой ситуации? Мы, например, в самый разгар кризиса, в конце 2008 года, начали принимать депозиты. Не самое было удачное время, казалось бы, но – получилось.

Другое направление фондирования – наш собственный капитал и оптовые источники ликвидности – межбанк, облигации, евробонды, секьюритизация.

Ян Арт: Скажите, репутация агрессивно кредитующего, широко кредитующего банка не мешает депозитному процессу?

Иван Свитек: Наоборот. Я думаю, это вообще наше огромное преимущество. Срабатывает эффект «финансового супермаркета». Или – «финансового Макдоналдса». Мы отработали на кредитах технологии эффективного упрощения финансовых продуктов. Люди знают, что с нами легко, комфортно работать. И это понимание распространилось на депозиты.

Ян Арт: Вы сказали об «эффективном упрощении финансовых продуктов». Сейчас многие банкиры заговорили о том, что надо упрощать продуктовые линейки, хотя еще пять лет назад мы видели, что бывают линейки тех же депозитов в 10–12 продуктов. Думаете, этот процесс станет всеобщим?

Иван Свитек: Да, уверен. С продуктами банков людям должно быть просто, быстро и удобно. Сейчас многие поняли: простота и удобство продукта часто искупают отсутствие многообразия. Это вопрос, на чем делать акцент – на самом продукте или на сервисе. Людям нужен сервис, который экономит им время, – это не менее важно, чем экономить деньги.

У нас на входе в офис висит табло, как в «Макдоналдсе». Там у нас три основных продукта. Когда продуктов мало, клиентам проще оценить и выбрать то, что им надо.

Кроме того, это сказывается на качестве подготовки сотрудников, Мы «затачиваем» их на три продукта. Зато эти три продукта они знают досконально. Мы повышаем качество обслуживания и снижаем расходы одновременно.

Хотя, простите за невольный каламбур, сделать продукт простым – совсем непросто. Для этого нужны, прежде всего, четкость и прозрачность всех процессов, функциональная дисциплина. Мы работаем по принципу: «То, что мы делаем, – мы обязаны делать хорошо».

Ян Арт: В вашем банке очень яркая кадровая служба. Например, по данным рейтинга банков-работодателей агентства Bankir.Ru, «Хоум Кредит» занимает довольно высокие места. Каковы у вас принципы подбора кадров? Понятно, что в крупном розничном банке, скорее всего, это ставка на молодежь, и, наверное, текучка достаточно высокая…

Иван Свитек: По разным рейтингам мы являемся вторым или третьим самым крупным работодателем в финансовом секторе. Работа с персоналом для нас – это как фабрика, людей нужно принимать, обучать, ставить понятные правила. При этом у сотрудников должен быть карьерный рост, четко прописанные цели и критерии работы, хорошая бонусная мотивация, корпоративная культура.

Мы относимся к людям с уважением, люди у нас понимают, каковы цели их работы, за что они получают зарплату. В каждом регионе нашего присутствия у нас есть корпоративный учебный центр, в год в них обучаются десятки тысяч людей.

Ян Арт: Как розничный банк вы косвенно являетесь индикатором развития страны, ее отдельных регионов, отдельных экономических кластеров, как теперь говорят. Потому что «танцует» банковская розница все равно от зарплат клиентов. Что в этом плане говорит география «Хоум Кредита»?

Иван Свитек: Если бы мы на картах в кабинетах ставили флажки своего присутствия, то карт вообще не было бы видно (улыбается).

У нас более сотни региональных центров, около шести тысяч офисов разных форматов. Мы развивались, как и большинство банков России, по центробежному сценарию. Начали из Москвы, потом пошли в Нижний, Самару, затем дальше на восток. Сегодня мы работаем практически в каждом крупном городе России. Причем основной бизнес идет в регионах, мы в этом плане – не «московский» банк.

Москва для нас самый недоработанный регион. Это парадоксально, но это так. Мы – банк регионов.

Ян Арт: Чем вы живете вне работы?

Иван Свитек: Театры! И у меня в Москве много друзей. Хотя, если честно, для меня самый лучший отдых – поехать домой, включить хорошую музыку, налить бокал хорошего вина.

Задаёт вопросы: главный редактор Bankir.Ru Ян Арт.

Полный текст интервью вы можете прочитать на сайте Bankir.ru

Март 2013
Регистрация нового пользователя
captcha code
Авторизация